Авторизация



Напомнить пароль
Регистрация

Блог им. Ioann / История фэнтези

Я затрону интересную тему истории фэнтези. Я читал статью в мф. И там очень большой список авторов основателей фэнтези и не слова о профессоре. Дается намек что толкиен и дал многое жанру но без него фэнтези было бы тоже. Ну может быть без обилия эльфов и гномов. В мифологие эльфы как вы знаете не такие как в фэнтези. Но какойто фантаст фамилию не помню придумал о народе эльфов которые походили на людей. Толикен только развил тему. Как вы считаете. Только попрошу без тупых фраз типа толикен круто где него нету фэнтези. Попрошу дискуссию.
  • 0
  • 12 сентября 2011, 19:44
  • Ioann
  • 26

Комментарии (26)

RSS свернуть / развернуть
+
0
Мне кажется фентази берёт корни ещё из мифов... тысячи лет назад.
Толкиен просто работал именно в этой области, потому его мышление и было направленно на нечто фентазийное. Он только несколько осовременил мифы, а по сути Властелин колец тот же миф.
Героический эпос, где зло и добро в чистой форме.

Кроме того, на мой вкус, фентази куда шире, чем Толкиеновское. То же городское фентази...
Фентази это раздел фантастики, где фантастическая составляющая никак не объясняется, да и по сути не объяснима (как антагонист научной фантастике).

По сути, фентази пронизывает практически всю мировую классику.
Тень отца Гамлета является сыну в "Гамлете".
А Ночь перед рождеством Гоголя? Тут и чёрт, и ведьма и полёты и галушки у Пацюка.
Если тоньше - то ростовщик в "Портрете" Гоголя, или мистический финал "Шинели".

Фентази появилось у костров тысячи лет назад, когда племя собиралось у огня и рассказывало страшные истории.

Кстати, касательно самой темы исследования фентази - очень интересно написано у Саймака в "Заповедника гоблинов" :)
avatar

Dmitrii

  • 12 сентября 2011, 19:59
+
0
Спасибо. а что там написано.
avatar

Ioann

  • 12 сентября 2011, 20:09
+
0
Есть гипотеза согласно которой эльфы когда-то были большими (размером с человека по меньшей мере) и обладали невероятной магичекой силой, а потом произошла катастрофа (есть предположение, что они сами навлекли ее гордыней и пр.) в результате которой они сильно измельчали.
ЗЫ Естественно это мифы)
avatar

Mihail

  • 12 сентября 2011, 20:24
+
0
В "заповеднике гоблинов" идет речь о мифических существах (что примечательно речь идет именно о европейских), которые живут в заповедниках и дружат с людьми. Там же рассказывается о сверх цивилизации которой когда-то служили эти существа... Вообще это лучше читать..
avatar

Mihail

  • 12 сентября 2011, 20:31
+
0
Да, я как раз это и имел в виду :)

Вообще, там главный герой - профессор, изучающий фентазийных существ!
avatar

Dmitrii

  • 12 сентября 2011, 21:00
+
0
тру Фэнтези - Люис Кэррол.
avatar

Nikolai

  • 12 сентября 2011, 22:01
+
0
Может ему еще и про колесников рассказать?))
avatar

Mihail

  • 13 сентября 2011, 08:49
+
0
Простите, а что такое "статья в мф"?
avatar

Irina

  • 13 сентября 2011, 10:04
+
0
мф - мир фантастики, журнал такой есть
avatar

Aleksei

  • 13 сентября 2011, 10:42
+
0
С ходу говорю, что у Анджея Сапковского есть замечательная статья на тему. Посмотрите в его библиографии. называется "Пируг или нет золота в серых горах". Все оченно подробно расписывает. Разумеется, профессор не придумал жанр. До него были как минимум двое - Льюис и Говард (который Конана-варвара написал).
avatar

Kirill

  • 13 сентября 2011, 11:05
+
0
Отличная статья, Кир прав! Жаль ссылки нельзя размещать... В личку ))
avatar

Svetlana

  • 13 сентября 2011, 13:21
+
0
Льюис - это, конечно. хорошо, но жанр толкнули два имени - Говард (героическая фентези) и Толкин (эпическая фентези). Льюис был раньше Толкина, но его быстро забыли, а вот после ВК все пошло как на дрожжах.
avatar

Konstantin

  • 13 сентября 2011, 14:38
+
0
Согласна, пан Анджей очень обстоятелен. Кстати, нельзя ли ссылку на статью в МФ? Или хотя бы данные журнала(год, месяц, номер)?
avatar

Irina

  • 13 сентября 2011, 17:08
+
0
сайт mirf (точка) ру. посмотрите в архивах
avatar

Vanya

  • 13 сентября 2011, 17:15
+
0
У Гоголя не фэнтези, а мистика. Это разные жанры.
avatar

Mariya

  • 13 сентября 2011, 21:44
+
0
А в чём разница?
Лично на мой вкус мистика это подраздел фентази...

Если Вы не согласны - то дайте свои определения фантастики, фентази, мистики, я с удовольствием поспорю :)
avatar

Dmitrii

  • 13 сентября 2011, 23:22
+
0
Ну зачем мои? Есть ведь общепринятые. Классическое фэнтези описывает мифологический или сказочный мир с соответствующими героями (эльфами, гномами, феями и т. п.). Мистика – это сверхъестественные явления, близкие к религиозным, потустороннему миру и всем, что с ним связано. Герои здесь соответствующие – черти, ведьмы, ожившие мертвецы и пр. Существуют подразделы – религиозная мистика, гадание и т.п. Разумеется, могут быть промежуточные вольные формы, но они уже не будут относиться к классическому жанру. Так же как, например, сонеты - раньше они писались по очень строгим правилам, а потом – кто во что горазд.))
avatar

Mariya

  • 14 сентября 2011, 12:50
+
0
Прочитала наконец указанную статью. Кстати, автор её - Антон Карелин, - человек весьма известный и авторитетный, но речь не о нём. В очередной раз убедилась, что спорить о чём-то можно лишь разбираясь в предмете. Как минимум - ознакомившись со статьёй в полном объёме(она аж в двух номерах журнала №№2-3 за2003г). Так вот я ничего подобного "большой список авторов основателей фэнтези и не слова о профессоре. Дается намек что толкиен и дал многое жанру но без него фэнтези было бы тоже. Ну может быть без обилия эльфов и гномов" в статье не обнаружила. Всех интересующихся отсылаю к первоисточнику, а для тех, кто на слово поверит, пара цитат.
"Не Толкин, как пишут и считают многие исследователи, был п е р в ы м писателем, создавшим несуществующий мир с его географией, мифологией и историей — а как раз Дансени" (разрядка моя)
"вместо американского конвейера необычных историй на свет появились вдумчивые и глубокие произведения, озаренные тем светом "магической религиозности" (или "религиозной магии", если хотите), который и составляет первооснову истинного фэнтези. Что Толкин, что Льюис — оба говорили на одном языке, и сказали фактически одно. Более полным и глубоким оказался вклад первого, и настоящим основателем большинство современных читателей видит именно его. … когда взошел "Властелин Колец", ситуация изменилась в корне. В середине 50-х и к началу 60-х годов уже всем издателям стало понятно, что фэнтези отнюдь не просто (и не только) развлекательное чтиво для подростковой аудитории, но нечто более серьезное. Небывалый успех "Властелина Колец" породил лавину изменений".
Так что, думается, и спорить-то не о чем.
avatar

Irina

  • 14 сентября 2011, 13:14
+
0
Ну а как же например "городское фентази"? К примеру, Ночной дозор.
Или то же фентази Дяченко? Драма на основе фентазийного мира.
Или Обыкновенное чудо - это же не совсем мистика. Что же это тогда?

Фентази в стиле Толкиена - лишь маленькая часть. Хотелось бы дать полноценное определение фентази.

Лично у меня следующая классификация:

Фантастика - вымышленная история, которая не может произойти в действительности (по крайней мере в настоящий момент).

Научная фантастика - раздел фантастики, где происходящее детально объяснено с научной точки зрения.

Фентази - раздел фантастики, где происходящее не объяснено, либо объяснено, но обоснование носит сугубо не научный характер.

Мистика - подраздел фентази, в котором необъяснимая составляющая основанна на случайнастях и совпадениях. На невероятном стечении остоятельств.

И кстати вампиры и оборотни - это же по сути не особо мистика.
Мистика - это например фильм "Адвокат дьявола". Или "Три цвета: красный".
avatar

Dmitrii

  • 14 сентября 2011, 13:15
+
0
Дмитрий, #20, Мы же говорим об истории, т.е. о классических жанрах. Определение фентези, которое я привела, не строго в стиле Толкиена, там ведь еще и сказочная часть присутствует.
Мистика подраздел не фентези, а фантастики. Мистика и фэнтези отличаются по достоверности. Фэнтези заведомо недостоверно, а достоверность мистики недоказуема. Аналогично, сказка и былина относятся к фольклору, но различаются они по достоверности.
Вампиры и оборотни исторически относятся к мистике. Поначалу вампиров не отличали от упырей, считали мертвецами. А в оборотней люди верили испокон веку. «Дракулу» к этому жанру не причислишь, но он не первое произведение о вампирах. «Кармилла» Ле Фаню написана раньше.
avatar

Mariya

  • 14 сентября 2011, 23:14
+
0
Мне как-то не по душе классические определения жанров. Они слишком много не учитывают. То же стандартное определение фентази никак не учитывает городского фентази и многих других видов.

Мне скорее хочется самому понять классификацию исходя из тех реальных книг, которые можно интуитивно отнести к фентази.

>> Мистика и фэнтези отличаются по достоверности. Фэнтези заведомо недостоверно, а достоверность мистики недоказуема.

А оборитни и вампиры разве не заведомо недостоверны?
Мне кажется, оба этих жанра (фентази и мистика) заведомо недостоверны.
Потому и логично заведомую недостоверность заключить в термин "фентази".

А особенность мистики (пугающая таинственность) сделает мистику уникальным поджанром фентази.
Особенности других подвидов фентази (городское фентази, эпическое фентази) расположат их на одной полке с мистикой.

И всё сразу получается вполне логично и систематизированно :)
avatar

Dmitrii

  • 15 сентября 2011, 11:56
+
0
Возможно, это и не столь принципиальный вопрос, относить ли мистику к отдельному жанру или считать разновидностью фэнтези. Но как жанр мистика развивалась самостоятельно, да и многие издатели строго различают эти жанры, например, принимают только мистику, которой сейчас намного меньше, чем фэнтези.
"А оборитни и вампиры разве не заведомо недостоверны?"
В них, как и в чертей и т.п., люди верили как в реальность. Вампиры, вообще, реально существуют. Просто теперь их воспринимают как больных порфирией и лечат, а раньше убивали.
avatar

Mariya

  • 16 сентября 2011, 18:28
+
0
говорить, что фэнтези появилось благодаря какому-то конкретному писателю(или нескольким) - достаточно грубо и неправильно...Фэнтези - это ничто иное, как произведения, построенные на отдельных элементах, основанных на сказках, мифах, легендах, преданиях, скомпонованных, переделанных, построенных в отдельный сюжет, с добавлением индивидуальной фантазии автора... объясняю понятней: создание определённого,нереального мира, наполненного определёнными образами(персонажами) и определёнными событиями сопутсвующими развитию сюжета; мира, построенного по законам и фантазии автора, но с использованием "элементов"...вот эти элементы, в принципе, и есть фундамент фэнтези; задача автора - правильно и красиво их подобрать, расставить, на их основе создать свой мир, внедрить персонажи и построить сюжетную линию, вложив фантазию и применив талант...Что же это за "элементы"? Элементы - это волшебные создания, некие магические, сверхъястественные силы и способности, несуществующие законы природы и т.пЭти самые "элементы" тысячелетиями накпливались в фольклоре, потом авторизировались в сказках (или в других произведениях), а позже стали самой главной оснвой для "нового" литературного жанра - фэнтези, хотя "нового" в нём только авторский замысел...в принципе: фэнтези - это те же сказки, только обработанные для более широкой публики и с некой "изюминкой".
avatar

Aleksei

  • 18 ноября 2011, 00:49
+
0
Вы совершенно правы, Алексей. Но персонажи и мотивы - это даже слишком крупно берете. Само создание фантастического образа и динамики сюжета в фэнтези предполагает фольклорно-мифологический генезис. Об этом уже есть работы в фантастиковедении.
В отношении вымышленного мира - к попытке дать определние. К сожалению, дать определение ни фантастики, ни научной фантастики, ни фэнтези пока не представляетася возможным. Русское фантастиковедение, по крайней мере, не обладает достаточными исследованиями в области теории фантастики. Хотя по истории фантастики кое-что уже есть, на что можно опираться.
Вымышленный мир - это критерий вообще литературного мира. Вся художественная литература существует в рамках вымышленного мира, потому что даже таких известных героев "высокой литературы" как Евгений Онегин или Родион Расколькников, в натуре не существовало никогда. Они вымышлены и существуют в вымышленных мирах.
avatar

Anna

  • 1 декабря 2011, 22:17
+
0
Мм... позвольте вмешаться в вашу дискуссию... Я тоже интересовалась вопросами, чем фэнтези отличается от фантастики и что есть научная фантастика, и вот что раскопала:

Фантастика в широком понимании – это художественный метод изображения окружающего мира, которому свойственно создание ирреального пространства, времени и действия. Следовательно, фантастическая литература – это та литература, которая создается с помощью данного метода.
Фантастическая литература включает в себя некий набор жанров, разделенных на два основных направления: научная фантастика (НФ) и фэнтези. В условиях современной тенденции к синтезированию разных жанров в пределах одного текста, появился набор «пограничных» жанров, включающих в себя черты и научной фантастики, и фэнтези. Нередко как особую ветвь фантастики выделяют также мистику – жанр, описывающий паранормальные явления.

Научная фантастика - это литература новых представлений о грядущем, основанных на достижениях современной автору цивилизации в науке и технике. НФ рисует реальный, хотя и фантастически преображаемый наукой мир, по-новому открывающийся взгляду исследователя.

Фэнтези – литература «необычайного», «меча и магии», основанная на исторических и мифолого-религиозных представлениях человечества.
Как самостоятельный жанр фэнтези начал формироваться в конце XIX века в творчестве У.Морриса («История Дома Сынов Волка и всех кланов Чети», 1889). Традиции Морриса продолжил лорд Э.Дансейни, вслед за которым к фэнтези обратились Дж.Р.Р.Толкин и К.С.Льюис, соединившие кельтскую, скандинавскую, античную мифологии с легендами артуровского цикла.
В России предпосылки фэнтези возникают в первой трети XIX века с появлением фантастических элементов в повестях и рассказах Н.Гоголя, А.Погорельского, В.Одоевского. Но лишь в конце XX века стало возможным говорить о формировании отечественной фэнтези. Эта заслуга принадлежит Н.Перумову, М.Семеновой, С.Логинову и другим.

Источники разные: от словарей до того же МФ)

На данный момент фантастика есть целое направление современного искусства, в литературе можно выделить около 25 жанров и разновидностей фантастики, разумеется, во многом это синтез нескольких "узких" жанров.
avatar

Natalya

  • 3 декабря 2011, 16:25
+
0
Словари и справочники возникают по мере необходимости, порою задолго до возникновения реальной теории. Их статьи составляются, особенно в последние двадцать лет, не на основе конкретной и обкатанной теории, а порою на основе чьего-то отдельного собственного мнения. Я говорила об академической науке, и она находится еще в состоянии первичного развития. Что вы хотите, если терминология для определений сама по себе не обладает достаточным обоснованным содержанием? Литература "необычайного" - достаточно размытая фраза. "Меч и магия" может быть и приемом, и критерием поджанра. Точно также, приемом может быть и фантастика, и наличие ее в тексте может определять цель произведения, а может и не определять. И соответственно, принадлженость к жанру меняется. Говоря о жанре, нельзя не говорить об условиях возникновения жанров вообще, а по теории жанр не может состоять из творчества одного человека. Проблем - море... Ничего окончательно еще не ясно. Фантастиковедение - в самом начале. И это, по-моему - позитив!
avatar

Anna

  • 3 декабря 2011, 16:59

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Вставка изображения