Авторизация



Напомнить пароль
Регистрация

Блог им. Andrei / Славянская фэнтези, где она?

Дайте свои версии слабого развития славянской фэнтези по сравнению с основанной на западно-европейской и другой мифологией.
Только без ссылок и учета юмористической фэнтези.
  • 0
  • 20 февраля 2011, 21:59
  • Andrei
  • 57

Комментарии (57)

RSS свернуть / развернуть
+
0
Может быть потому, что славянское фэнтези значительно моложе своих западных коллег, а вся классика фэнтези как такового, приходит оттуда, из-за рубежа то есть, а наши современные авторы тоже пытаются подражать классикам жанра, вот и выходит, что славянское фэнтези не в фаворе. А так, Волкодав это разве не оно самое (я просто не читал, видел только этот убогий фильм)?
avatar

Aleksandr

  • 20 февраля 2011, 22:56
+
0
насчёт Волкодава не согласен, в нём всего понимешано...
давно уже читал книгу (не запомнил названия и автора), там главные герои - славянские боги, Велес, Сварог, Даждь, Кащей есть))) к юмористичеому фэнтизи никакого отношения не имеет! может кто-нить знает, напомните пожалуста!
avatar

Aleksandr

  • 20 февраля 2011, 23:07
+
0
Может быть Григорьевой что-нибудь?
avatar

Igor

  • 21 февраля 2011, 10:16
+
0
Согласна с Александром в том, что одна из причин - молодость славянского фэнтези. Только, думается мне, у этой молодости тоже есть своя причина: наша знаменитая политика "до основанья, а затем...". Не было ведь у нашего человека мифологического сознания, осознания себя как славянина, вошедшего в плоть и кровь Что из славянской мифологии мы знали ещё лет двадцать-тридцать назад? Былины об Илье Муромце? Русские сказки (строго выбранные)? О славянском язычестве вообще знали только узкие специалисты вроде Рыбакова. Наша история в наших головах начиналась с принятия христианства - в лучшем случае, а то и вовсе с Октябрьской революции. Какое уж тут фэнтези, на какой основе? А основателем западной фэнтези считается, как известно, Толкиен - профессор, языковед, знаток западной мифологии, человек невероятнейшей эрудиции. Тот мир, который он создал, оказался настолько глубок и многогранен, что уже не одно поколение западных писателей из него выросло. Кто знает, обладай наши профессора-славяноведы литературным даром, глядишь, и у нас было бы не хуже. Увы.
avatar

Irina

  • 21 февраля 2011, 10:40
+
0
Кстати, на мой взгляд "Волкодав" - как раз "оно самое и есть". Оставляя в стороне дискуссию о литературных достоинствах и недостатках этой книги и её продолжений - по уровню владения материалом, по способности погружать в миф Семёновой пока что нет равных. И никак не могу согласиться с тем, что "в нем всего понамешано". Просто автор не использует в чистом виде описание реально существовавших славянских племён и богов - это же не научный трактат! Тем более, что и у ученых пока ещё ясность далеко не во всех вопросах славянской мифологии, до сих пор спорят. А Семёнова недаром начинала с исторических романов и книжек для подростков - тут она мастер.
avatar

Irina

  • 21 февраля 2011, 10:49
+
0
Ирина, я согласен с Вами почти во всем. И про Семенову Вы все верно написали. Только непонятно, почему наши авторы свою мифологию не знают, а западную знают что-ли? Казалось бы сядь , прочитай несколько книг, но нет, упорно будут писать про принцесс, рыцарей, эльфов и т.п.
avatar

Andrei

  • 21 февраля 2011, 12:12
+
0
Про эльфов всяких ведь легче написать - легче идти по проторенной дорожке, не изучая ничьих научных трудов. А про славянских богов и т.п. нужно слишком много литературы перелопатить. Тут нужно, чтобы у писателя был интерес к той эпохе и культуре, рвение, энтузиазм. Вопрос: многие ли люди настолько серьезно увлечены данной тематикой?..
avatar

Ekaterina

  • 21 февраля 2011, 14:10
+
0
Тут наверное другой вопрос - а готов ли читатель пересесть с западного, на славянское фентези? Не будут ли его раздражать непонятные домовые, овинники, нави и тому подобное? Может и есть у автора идея написать что нибудь этакое, а подумает - а если не купят? Да и опять же - где тот гениальные человек, который подаст гениальный пример? Навроде Толкиена. Волкодава я к славянской фентези не отношу - так, антураж околославянский. А суть...
Что то интересное было у Никитина с его "Трое из леса" - вроде и боги и мифология и волхвы, а все рано что то не то, да и чем дальше дело шло - тем страньше и страньше.
В общем нет эталона, не на что равняться и неоткуда идеи воровать=) В этом соглашусь с Екатериной Peippo-tai-Hilleri Книжный-Червь - "легче идти по проторенной дороге"
avatar

Sergei

  • 21 февраля 2011, 15:47
+
0
Знаете, меня всегда умиляют высказывания вроде "я эту книжку не читал, но мне она не нравится". Или всё те же нападки на Семёнову и несчастного "Волкодава" - "всё понамешано", "антураж околославянский" и т.п. - от людей, мягко говоря, не слишком разбирающихся в предмете. А по поводу знания западной мифологии - так это тоже бабушка надвое сказала. Очень многие из тех, кто сейчас пишут про эльфов, гномов, принцесс и рыцарей, не то что первоисточников - хотя бы в адаптированном варианте! - не читали, но и Толкиена-то самого за "отстой" держат, и с фэнтези знакомились у тех, "кто читал тех, кто читал Толкиена". А тут как в старинной игре "сломанный телефон" - чем дальше от оригинала, тем упрощённее взгляд и примитивнее произведение.
avatar

Irina

  • 21 февраля 2011, 16:27
+
0
Так никто и не говорит, что те, кто не разбираются в западной мифологии, пишут хорошее. Просто у них уже есть хоть какое представление о многих вещах - боги, герои, расы и т.п. Мне кажется, людей, которые знают классических западных вампиров, больше, чем тех про представляет себе наших славянских упырей
avatar

Ekaterina

  • 21 февраля 2011, 16:54
+
0
Если есть свои, оригинальные мысли и литературный талант, то мне кажется не так и много надо изучить и прочитать. По крайней мере, если верить Дивову, а поводов не верить ему у меня нет, то его список литературы , использованный при написании "Храбра", составляет пять наименований. А книга получилась хорошая. Как минимум с необычным взглядом на то, что вроде бы все знают.
Но почему-то большинство других действительно идет по проторенной дороге. Можно еще упомянуть и издателей, которые охотнее берут что-нибудь на "их" тему, как заведомо лучше продаваемую.
avatar

Andrei

  • 21 февраля 2011, 17:31
+
0
А может еще и дело в том, что не готов еще наш среднестатистический читатель принять эту самую славянскую фэнтези? Ведь если к примеру отталкиваться от того что написала Ирина (и я с ней согласен),то не знают наши свою мифологию, не отожествляют себя с ней, за двадцать-тридцать лет уже та самая западная, большиснтву стала значительно ближе и роднее чем эта, в которой все как-то смутно, и представляется на уровне детских несерьезных сказок. И получается, что могучий киммериец Конан, куда как занимательнее, чем какой-то там сухопарый мужик с длинными немытыми патлами в виде Волкодава?)
avatar

Aleksandr

  • 21 февраля 2011, 19:14
+
0
Ирина IRRA Лунёва
Я вас разочарую - если уж где то я высказываюсь, то, как минимум, я это читал, и хотя бы минимально в предмете разбираюсь.
И, по-видимому, вас не "умиляют высказывания вроде", а приводят в дикое раздражение любые фразы, содержащие негатив (или как вам кажется, негатив) в адрес любимого произведения.
Насчет западного фентези и чтения первоисточников. Иногда это необходимо, но в большинстве случаев - зачем изобретать велосипед?
А вообще, подумал я тут немного - и знаете, есть фентези с чем то славянским (пока нет определния славянского фентези как такового называю так) - Собор, Укрощение строптивой, Волкодав, Трое.. Не помню книгу, там еще ГГ под именем Орешек бегал (женщина-автор). Это то что вспомнилось. Есть такое фентези, есть.
А Конан все же до определенного возраста хорош=) Потом тощий дядька с немытыми патлами все ж покруче будет=)
avatar

Sergei

  • 21 февраля 2011, 21:30
+
0
может вопрос не в тему, но посоветуете что-нибудь из славянской фэнтези почитать?
avatar

Nadejda

  • 21 февраля 2011, 22:47
+
0
Конечно есть славянская фэнтези, но по качеству , да и по количеству она заметно уступает основанной на западноевропейской мифологии. Не принимайте название темы буквально.
Надежда Ермолина! Да того же "Волкодава" прочитайте.
avatar

Andrei

  • 21 февраля 2011, 22:59
+
0
Или того же дивовского "Храбра". Кстати, получите удовольствие, сравнивая. :)
avatar

Irina

  • 21 февраля 2011, 23:33
+
0
Ну в количественно-качественном компоненте, по-моему так и наша классическая фэнтези уступает аналогичной зарубежной литературе, как впрочем и фантастика вообще. Так что может вопрос еще и в том, что не так то и много у нас действительно достойных, хотя бы крепкого среднего мирового уровня, писателей, которые ко всему прочему взялись бы еще и протаптывать дорожку идущую параллельно уже давно выстроенному шоссе?))
avatar

Aleksandr

  • 21 февраля 2011, 23:34
+
0
Александр ASTAROT Холькин, скорее всего вы имели в виду цикл "Сварожичи", автор - Галина Романова. В рамках серии вышло четыре книги: Обретение Перуна (1997 ), Чара силы (1997 ), Легенда о Велесе (1998 ), Золотые рога Даждя (1998 ).
avatar

Svetlana

  • 21 февраля 2011, 23:45
+
0
спасибо большое, Светлана!
о Волкодаве: книга мне понравилась очень! но по отношения к данной теме, на мой взгляд, она не имеет! славянкой мифалогии я почти не увидел, зато хорошо показан их быт и жизнь! остальное - смешение культур...
ещё хочу добавить что в серии Панова Тайный город много славянского. и вот серию Сварожичи почитайте!
avatar

Aleksandr

  • 22 февраля 2011, 00:24
+
0
Можно также почитать Елизавету Дворецкую, славянский цикл из трех книг - Огненный волк, Утренний всадник и Весна незнаемая
avatar

Ekaterina

  • 22 февраля 2011, 13:08
+
0
Я "Сварожичей" лет 10 назад читала и до сих пор забыть не могу... Книги у подруги брала... Кто-нибудь знает, переиздавалась ли эта серия? Так перечитать хочется, а найти книги не получается...
avatar

Svetlana

  • 22 февраля 2011, 14:09
+
0
У Ю.Никитина серия за"Троих" читаема.Немного по этой теме.
avatar

Tatyana

  • 22 февраля 2011, 16:36
+
0
Екатерина Peippo-tai-Hilleri Книжный-Червь, хорошо, что вы Дворецкую упомянули. Я даже удивилась, что вы были первая,))
avatar

Svetlana

  • 22 февраля 2011, 16:50
+
0
Кстати, насчет Семеновой... Что же вы только Волкодава вспоминаете. У нее много других, не менее талантливых книг: "Валькирия", "Лебединая дорога", очень много повестей замечательных... А еще "Поединок со змеем" - художественный пересказ славянских мифов.
Любовь к славянской культуре мне привили два автора Мария Семенова и Сергей Алексеев. Но Алексеев далеко не фэнтези, хотя писатель отличный.))
avatar

Svetlana

  • 22 февраля 2011, 17:07
+
0
А фамилий авторов то упомянуто пока крайне мало. У Семеновой действительно много книг, но есть вещи гораздо слабее Волкодава. И потом мы здесь пытаемся в целом понять состояние славянской фэнтези . А подсчитывать кто сколько написал наверн не имеет смысла. Семенова признанный мастер, да и одна из основательниц. Кстати, ведь речь по-моему идет только о языческой религии или я ошибаюсь и есть вещи где славянская фэнтези как-то увязывается с православием?
avatar

Andrei

  • 22 февраля 2011, 18:30
+
0
Вспомнил - у Перумова из последнего вышел "Всеслав" - небольшой сборник.
avatar

Sergei

  • 22 февраля 2011, 18:32
+
0
спасибо :)
avatar

Nadejda

  • 22 февраля 2011, 19:27
+
0
Спасибо за тему, Андрей)
ИМХО, славянская фэнтези в России ущербна в той же мере, что и народная музыка. Конан и De Phazz ближе и понятнее "тощего дядьки с патлами" и Бабкиной. Это факт. Некому слушать, соответственно - некому сочинять. Кто виноват, да и вообще - плохо это, хорошо, или - просто данность, определённая самим ходом развития культурной традиции страны - тема для большого и серьёзного разговора. И, подозреваю, мнения могут быть высказаны прямо противоположные.
А ещё есть проблема размытости границ, этот жанр определяющих. Лично мне трудно поставить в один ряд дивовского "Храбра", "Волкодава", и никитинских "Троих". Ну, хоть режьте, не одно-жанровые это вещи.
Так что, (опять же - ИМХО) можно достаточно уверенно констатировать: славянской фэнтези-литературы сегодня нет. Есть "Волкодав". Ну и "Преданья старины глубокой" Рудазова
Зато есть тенденция к становлению исторического фэнтези, очень сильно залезающего в славянсккую мифологию. Мазин, Фомичёв, Шведов, Льгов, Вронский, Прозоров тот же - есть добротные, хорошо проработанные вещи. Рекомендую)))


avatar

Petr

  • 23 февраля 2011, 17:45
+
0
"Руслан и Людмила" - чем не славянская фэнтези? )

Славянская фэнтези выросла из народного творчества и для успешного развития должна сохранять живую связь с этой своей основой. Но для этого надо знать историю, культуру, фольклор славян... Ну не хотят писатели изучать соответствующую литературу! Фэнтези в западноевропейском стиле написать проще.
Слишком часто мы смотрим в сторону запада... И это касается не только литературы. Да, таков ход развития нашей культуры. Жаль.
avatar

Svetlana

  • 23 февраля 2011, 18:17
+
0
Связь с языческой культурой огнем и мечом уничтожалась после принятия христианства (православия) , в отличие от европы, где греческая, римская и другая мифология существовали все время (более или менее). Потому никто и не знает, кто такой Даждьбог или Мокошь(а),зато все знают Зевса или Геракла. А мне трудно представить славянское фэнтези без пантеона языческих богов и существ. А многие произведения больше все-таки исторические, чем фантастические.
Вот такая версия слабости славянской фэнтези. Одна из многих.
avatar

Andrei

  • 23 февраля 2011, 18:53
+
0
полностью согласен с Андреем!!!
avatar

Aleksandr

  • 23 февраля 2011, 19:34
+
0
Вы, Андрей, как всегда, смотрите в корень. И Александр в предыдущем своём высказывании был прав: историчность, бытописание уже есть, и где-то даже неплохие. А вот фэнтези, если следовать классическому определению, пока нет. Нет произведений где живо и реально действовали бы языческие боги, славянские герои герои, мифологические существа (вроде домовёнка Кузьки :)) Пожалуй, если все наши версии собрать и обобщить - будет где-то близко к истине. Спасибо за тему!
avatar

Irina

  • 23 февраля 2011, 19:54
+
0
"никто и не знает, кто такой Даждьбог или Мокошь"
ни фига, Андрей, многие знают, хотя бы эти слова. я еще в младших классах в школьной библиотеке наткнулась на книгу про быт славян. книга была написана сложным языком (по крайней мере для 10-летнего ребенка), густо иллюстрированной... к сожалению, толком прочитать мне ее не дали, пришлось быстро отдать. а потом, когда я хотела ее снова взять, в библиотеке провели ремонт и половины книг не досчитались и ее естественно... обидно, оч хорошая книга и старая.
а потом я познакомилась с боевиками Головочева и в довершение Семенова.!!!
и я не одна, кому это интересно - прошлое Руси!!! у меня много знакомых (в том числе молодежи), кто уважает именно варварскую, языческую Россию больше, чем провославную.

да, еще забыла Всеволода Иванова "Русь изначальная", но не знаю: он же не фэнтези пишет (наверно не по теме)
avatar

Homo

  • 23 февраля 2011, 20:14
+
0
"Нет произведений где живо и реально действовали бы языческие боги, славянские герои, мифологические существа (вроде домовёнка Кузьки :))"
Не совсем согласна. У той же Дворецкой есть берегини, полудянки, кикиморы и прочие духи, которые не являются неким фоном, а действуют, помогают главным героям и пр. Да и боги - в "Утреннем всаднике", к примеру, богиня Леля привораживает главного героя, потом подключается Вела, и пошло-поехало :)
avatar

Ekaterina

  • 23 февраля 2011, 20:57
+
0
Хм, а Ведьмак? Хоть и западные славяне, а все же...
На славянской фентези сильно сказывается отсутствие шаблонов - теже мифические существа - как они относятся к людям? как действуют?. В западной - эльфы добрые, орки злые и т.д. и т.п. Вот и получается что у авторов они (мифические существа) действуют кто во что горазд.
Наверное можно констатировать, что у нас жанр славянского фентези сыроват и находится в стадии становления, но некоторые (достаточно перспективные) подвижки есть.
avatar

Sergei

  • 23 февраля 2011, 21:16
+
0
Ведьмак относится к славянской фэнтези только по происхождению автора.
2 Полина Лебедева - не надо мои слова воспринимать буквально. Конечно некоторое количество читателей знает языческий пантеон богов, но, я думаю, что Вы не будете спорить, что если Вы будете опрашивать людей кто такой эльф и кто такой Даждьбог, то результат , мне кажется очевидным."Русь изначальная" очень интересная книга, но к теме отношения не имеет.
2no 36 Еще раз говорю, что конечно какая-то толика авторов, пишущих славянскую фэнтези есть , но мало их очень по моему мнению.Ну не будешь же каждый раз писать, "за исключением Дворецкой и т.д."
avatar

Andrei

  • 23 февраля 2011, 22:51
+
0
Ну незнаю, мне кажется что некоторую часть своего происхождения Сапковский перенес и в книгу.
avatar

Sergei

  • 23 февраля 2011, 23:11
+
0
Сапковский - замечательный писатель. Но, в контексте темы, он - пОляк, схизматик и вообще - "латынянин". Признайте же))). Следовательно, любые части его происхождения - не о том. Кстати... возможно, кто-то знает достойных продолжателей дела пана Анджея? Польские фантасты, работающие в жанре.... ну, скажем, национальной фэнтези-литературы?
avatar

Petr

  • 23 февраля 2011, 23:36
+
0
Петр Разуваев
Поляк то поляк, но и славянин, хоть и западный. И в контекст книги вписывается. Просто в данной теме разговор свелся к месту и роли дохристианских верований восточных славян в современной фентезийной литературе. Но, пока до сих пор нет четких границ "славянского фентези", Сапковский может частично претендовать на участие в данном подвиде фентези, минимальном, но все же.
avatar

Sergei

  • 25 февраля 2011, 20:53
+
0
Согласна с Полиной - вопрос времени. Мои крестницы сейчас зачитываются Дворецкой, с нетерпением ждут каждую новую книжку в подарок. Первые тома безвозвратно сгинули среди их друзей-приятелей. Но скажем Григорьеву я им читать не дам, не то совершенно. Будет устойчивый спрос, появится и выбор хороших умных книг.
avatar

Kseniya

  • 26 февраля 2011, 10:50
+
0
for Сергей Мазаник
Склонен согласиться))) Однако с оговорками, сводящими на нет само согласие)))
Без чёткого определения, принятого всеми участниками дискуссии, сложно вообще понять, о чём мы препираемся.
На мой взгляд, Сапковский довольно удачно совместил кельтскую (хотя на определении не настаиваю, много там чего ещё намешано) мифологию с мифологией западно-славянской, и для вкуса добавил в этот замес изрядную порцию национального колорита. Получилось хорошо, но к восточно-славянской мифологии (дохристианской) это не имеет никакого отношения. А славянская фэнтези в России априори должна опираться на восточно-славянские традиции, иначе зачем огород городить?
avatar

Petr

  • 26 февраля 2011, 13:29
+
0
я читал две обалденные фентези про друвнюю русь, в одной из них в прошлое попадает ОМОНовец (она интересней) в другой, парень лет 14-ти. в первой помоему отсутствует магия и прочие фентези атрибуты, зато она гораздо интересней как источник истории(там какие- теории интересные высказываются по поводу Руси), во торой есть магия шмагия и прочее, достточно интересная. но разумеется обе на классику не потянут...
avatar

Sergei

  • 27 февраля 2011, 16:00
+
0
Не юмористическое славянское фентези есть у Ольги Громыко (как ни странно) "Листопад"[другое название "Послушай, как падают листья"]. и "птичьим криком, волчьим скоком".

Вниманию публики предлагаю статью о славянской фентези, так как ссылку добавить не смогла:

РУССКИЕ ДЕРЕВЕНСКИЕ СКАЗКИ
СЛАВЯНСКОЕ ФЭНТЕЗИ

В писательской кухне для каждого жанра есть свой рецепт. Славянское фэнтези не исключение. С одной стороны, главные составляющие историко-мифологические данные: предания, былины, мифы. С другой стандартные фэнтезийные каноны: любовь, приключения, странствия. От пропорций, в которых смешиваются эти ингредиенты, и зависит конечный результат.

Основателем жанра славянского фэнтези можно назвать сам народ. Уже в сказках и былинах присутствуют главные жанровые признаки. Это и герои Илья Муромец с Добрыней и Алешей (они же Арагорн с Леголасом и Гимли), и злодеи Кащей Бессмертный (этакий Саурон). Это и орки-половцы, и Тридевятое царство-Мордор. Да и сюжетные цели похожи: Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что. Славянский фольклор так и просится улечься в фэнтезийные рамки. Неудивительно, что вслед за волной героического фэнтези с Запада на одной шестой части земной суши забился ручеек фэнтези местного, славянского. Со временем он превратился в полноводную реку и даже разделился на несколько потоков о них сегодня и пойдет речь.

Серый Пес и его спутники
Признанный флагман славянского фэнтези Мария Семёнова. Она далеко не лидирует ни по тиражам, ни по числу книг, но блестящий стиль писательницы, умение выстроить сюжет, выписать персонажей и гармонично свести историю и выдумку завоевали Семёновой первое место в сердце каждого любителя жанра. В 1995 году книгой Волкодав она познакомила нашего читателя с последним воином из клана Серых Псов.
avatar

Svetlana

  • 3 марта 2011, 17:07
+
0
Мария Семёнова и первый герой славянского фэнтези.

Если в основе львиной доли традиционного фэнтези лежат легенды артуровского цикла, то Волкодав покоится на совершенно иной культурной традиции. В аррантах, веннах, вельхах, сегванах несложно разглядеть знакомых со школьной скамьи варягов, греков и славян. Быт, нравы, антураж все это частью взято из истории, частью заимствовано из мифологий других народов, а частью и придумано но историческая составляющая в книгах Семёновой всегда на ведущем месте.

Сюжет Волкодава также выстроен не по классическим канонам. Герой не стремится на протяжении всей книги к конечной цели (в данном случае, мести), а напротив, начинает с ее исполнения и пытается жить дальше. Понять самого себя, осознать свое места в мире. Есть здесь и нескончаемые приключения, опасности и испытания, обретение друзей и врагов. Нет глобальных катаклизмов, абсолютного добра или зла. На первый план выступают люди, не то чтобы хорошие или плохие, а просто каждый со своей правдой.

Вслед за первой книгой публикуются продолжение Право на поединок, приквел Истовик-камень о молодых годах Волкодава, проведенных в рабстве на подземных рудниках время превращения молодого щенка в матерого пса. Завершают историю вышедшие в 2003 году романы Знамение пути и Самоцветные горы расставив все по своим законным местам, наказав виновных и одарив правых исполнением заветных желаний. Точки поставлены, цели достигнуты, врагов больше нет, а есть только счастливая жизнь в перспективе. Возможно, выйдет и шестая книга, но, в любом случае, это будет вставной роман, описывающий еще один эпизод из богатой на приключения жизни Волкодава.

Многочисленные обитатели мира Волкодава.

Тут бы и закончилась славная эпопея, если бы не бурный успех и орда последователей, трудами которых появился масштабный цикл Мир Волкодава. Павел Молитвин в сборнике Спутники Волкодава описал предыстории друзей и соратников главного героя. Его же перу принадлежат романы Ветер удачи, Путь Эвриха и Тень императора, где рассказывается о приключениях близкого друга Волкодава Эвриха странствующего ученого, географа, бытописателя. Андрей Мартьянов добавил циклу эпичности: в его книгах Время беды, Последняя война и Эпоха бедствий говорится о Последней войне и спасении мира от чуждого и злобного существа. Алексей Семёнов избрал главным героем дальнего предка Волкодава художника Зорко из рода Серых Псов (книги Травень-Остров и Листья полыни). Отметилась в сериале и Елена Хаецкая (под псевдонимом Дарья Иволгина) в ее романе Степная дорога описаны приключения друга Волкодава Селиха, освободившегося из Самоцветных гор.

avatar

Svetlana

  • 3 марта 2011, 17:08
+
0
В начале девяностых появился комикс В. Агафонова
avatar

Svetlana

  • 3 марта 2011, 17:08
+
0
Медвежий взгляд на славянское фэнтези.

На следующую ступеньку пьедестала мы попросим взобраться Ольгу Григорьеву с романами Колдун, Берсерк и Ладога. Первый представляет собой фантастическую версию событий незадолго до крещения Руси. В борьбе за новую веру князь Владимир сталкивается с тяжкими препятствиями, чинимыми последователями языческих богов, и на помощь ему приходит молодой знахарь. В Берсерке главная героиня словенская девушка оказывается затянутой в круговорот невероятных событий и приключений. Третья книга о войне между витязями Велеса из дружины Ладожского князя с безжалостным богом Триглавом. И все романы пропитаны атмосферой опасностей и неведомых страхов, наполнены мифическими существами, духами и ведунами.

Но не одни женщины умеют вписывать исторические реалии в фэнтезийный антураж. Из мужчин, которые делают упор на языческую мифологию, да еще и пишут красивым, но слегка тяжелым и тягучим старославянским слогом, примечателен Сергей Шведов. В его новом романе Шатун красочно описана языческая Русь, сильные и смелые герои, славянские боги, интриги, схватки и вражеские набеги. И в самом центре восстания славян против новой веры оказывается ведун Драгутин то ли человек, то ли оборотень.

Славянские меч и магия
Один из самых плодовитых и разносторонних российских фантастов Юрий Никитин. Его перу принадлежит множество книг в жанре славянского фэнтези, которые объединены в циклы Гиперборея, Трое из леса и Княжеский пир. Эти романы выделяются высокой динамикой, в них громадное количество боевых сцен, что позволяет отнести их к героической ветви жанра.

Гиперборея насчитывает три книги. Ингвар и Ольха рассказывает о вторжении на славянские земли племени жестоких руссов с целью создания царства Новой Руси. Князь Владимир само собой, посвящен нелегкой судьбе этого самого князя. Князь Рус история несчастных, но борзых сыновей князя, Чеха, Леха и Руса, изжитых из дома злобной мачехой. В основе этого романа легенда о происхождении чешского, лешского (польского) и русского народов.

Юрий Никитин пишет с шестидесятых.

Из леса в князи.

Цикл Трое из Леса самый масштабный полтора десятка книг и трое главных героев: Мрак, Олег и Таргитай. Уже из названия очевидна завязка сериала: решили как-то эти трое выйти из леса и достичь края земли. Собрались и пошли, невзирая на опасности, и уже во второй том (Трое в Песках) влетели на ковре самолете, в третьем (Трое и Боги) спасают мир в борьбе с повелителями темных сил, к четвертому (Трое в Долине), сами становятся богами. В романе Мрак одноименный герой-оборотень начинает сольную карьеру, книга Семеро Тайных, посвящена одиночеству и ученичеству волхва Олега, а в Изгое он создает свой собственный мир. Теперь основная сюжетная линия переносится сюда: романы Фарамунд, Гиперборей, Святой Грааль, Стоунхендж, Откровение, Башня2, Зачеловек.

avatar

Svetlana

  • 3 марта 2011, 17:09
+
0
Несложно заметить, что затянувшиеся приключения троих-из-леса (в ходе которых один становится богом, другой получает бессмертие, третий балуется созданием миров) куда сильнее напоминают западные сериалы героического фэнтези, чем того же Волкодава. Книги Юрия Никитина все дальше и дальше уходят от того вечного, доброго, славянского, которое с огромным трудом породили герои Семёновой и Дворецкой. Да и язык этих романов никак не претендует на звание великого и могучего. Тем не менее, тиражи свидетельствуют: героическая ветвь славянского фэнтези пользуется не меньшим спросом, чем историческая, и первую скрипку здесь играет именно Юрий Никитин.

Владигор на Княжеском пиру

Владимир Красно Солнышко и витязи княжеского стола.

Серия Княжеский пир появилась в смутные времена начала девяностых на волне обиды за Отечество. Обращение к славянским корням, воспевание могущества и былой славе Киевской Руси, отпор западным обидчикам вот основные черты этой серии. Сам Юрий Никитин выпустил в цикле две книги Княжеский пир и Главный бой. Здесь присутствует около семидесяти былинных героев во главе с бессмертными Ильей Муромцем, Добрыней и Казариным под общим руководством князя Владимира. Их нелегкую борьбу с лютой нежитью, заморскими и степными врагами, магией темных сил и воспевают романы Никитина. Но главная заслуга писателя в том, что под эгидой этой серии он объединил более десятка авторов. На Княжеском пиру отметились Евгений Авдеев (Цена чести, Небо в огне), Дмитрий Гаврилов (Дар Седовласа), Вячеслав Грацкий (Заговор древних), Виталий Обедин (Витязь князя Владимира), Дмитрий Янковский, Александр Нуждаев, Владимир Перемолотов, Дмитрий Сорокин, Максим Мелехов, Василий Купцов и другие.

Неутомимый князь.

Другой крупный цикл славянско-героического фэнтези Летописи Владигора, начало которым положил своими романами Владигор, Тайна Владигора и Меч Владигора Леонид Бутяков. Наверное, именно заглавного героя этого сериала языческого князя, хранителя времени можно со всеми вытекающими назвать русским Конаном. Помимо самого Бутякова, в Летописях отличились Сергей Махотин (Владигор и Звезда Перуна), Николай Князев (Владигор. Римская дорога), Валерий Воскобойников (Война Владигора), Сергей Карпущенко (Маска Владигора, Месть Владигора).


Славянское фэнтези проникло и в компьютерные игры:
avatar

Svetlana

  • 3 марта 2011, 17:09
+
0
* * *
В относительно молодом жанре славянского фэнтези уже можно выделить две четкие подсообщества: историческую и героическую. Впрочем, развитие это довольно условно: в любой книге появляются и непредсказуемые развязки, и умопомрачительные интриги, и захватывающие повороты сюжета. Мир славянского фэнтези, возможно и не так многолик, как его старший западный брат, но, безусловно, по-своему оригинален и прекрасен.

Автор:
Евгений Гарцевич
avatar

Svetlana

  • 3 марта 2011, 17:09
+
0
Спасибо за статью!
avatar

Ekaterina

  • 3 марта 2011, 18:38
+
0
В журнале Полдень 21 век прочитал недавно рассказ Игоря Минакова "Сказа - ложь". Реальное славянское фэнтези. Это майский номер.
avatar

Ilya

  • 28 апреля 2011, 20:03
+
0
Проходили на истории религий славянские верования, я сама, когда готовилась к семинару, прочитала много литературы, но не все понятно! Ведь отношения между богами, например, у славян были размытые, и какой бог к чему относится - очень сложно разобрать! А писать про все это и того сложнее, наверное, особенно, если у человека нет исторического образования. Да и привычнее нам как-то эльфы и орки, и все тут(
avatar

Irina

  • 14 мая 2011, 13:21
+
0
а все-таки есть что почитать. Прозоров, например. его серия "Ведун" поразительна. рекомендую. Ну а Никитин "Трое из леса". а орки с эльфами уже приедаться начали, слишком уж много книг про них...
avatar

Aleksandr

  • 17 июля 2011, 11:51
+
0
Волкодав, Валькирия,
avatar

Nastya

  • 4 августа 2011, 15:09
+
0
Ну честно говоря я не знаток в фэнтази вообще,но очень давно начинал читать Волкодава-мне очень понравилось(имхо,экранизация ужасная).Недавно чисто случайно нарвался на книгу Руслана Мельникова "Эрдейский поход" из серии Дозор.Очень книга понравилась.(он так как подсел на серию книг Сталкер,другие книги из серии Дозор не стал искать.) Через некоторое время нашел в электронном варианте оставшиеся две книги-прочитал на одном дыхании.Решил еще что-нибудь прочитать из Мельникова.Сергей Morfo Калина упоминал уже об ОМОНовце,который попал в прошлое-это книга Тевтонский крест.Из этой серии читаю уже пятую книгу.Считаю что Мельников тоже достойный "славянский" фантаст.Если я не прав,прошу заранее извинить.
avatar

Nikolai

  • 8 декабря 2011, 03:10
+
0
Хочу цыганский киберпанк!
avatar

Maks

  • 13 декабря 2011, 17:28
+
0
О, я тоже такое хочу!
avatar

Petr

  • 15 декабря 2011, 17:07
+
0
И древнеегипетскую сайнс-фикшн!
avatar

Maks

  • 16 декабря 2011, 18:58

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Вставка изображения