Авторизация



Напомнить пароль
Регистрация

Блог им. Konstantin / Фантастика в школьном курсе

Какие на ваш взгляд книги, можно было бы внести в школьный курс литературы?
Не знаю, можно ли Вена отнести к фантастике, как и Уэлса, но если можно, то я бы внес их первыми, как классику бесспорную. Потом наверное Брэдбери «451 градус по фаренгейту» — кстати как раз книга об отношении к литературе =)
В Англии вроде Толкиен включен.

Комментарии (114)

RSS свернуть / развернуть
+
0
У нас помню в учебнике класса то ли 5-го,то ли 6-го был несравненный "Запах мысли", первая встреча моя с Шекли, ну и , конечно, всяческие антиутопии Оруэлла, Замятина и прочее.
Только вроде в курсе литературы главенствуют отечественные писатели, что зело сужает круг выбора :o)
avatar

Vlad

  • 5 июня 2009, 09:37
+
0
дак ефремов, Стругацкие них же не толкьо космические приключения. Притом Данте мы же тоже проходим и Сервантеса, так что элементы зарубежной тоже есть у всех.
avatar

Konstantin

  • 5 июня 2009, 13:56
+
0
Был Рэй Бредберри "Зеленое утро", что ли? Точно не помню...
avatar

Olesh

  • 5 июня 2009, 16:22
+
0
В школьном курсе фантастики мало, и это не очень хорошо. С другой стороны, не всем она нравиться.
Мы в школе проходили (мимо..) Рэя Брэдбери "Зеленое утро","451 градус по фаренгейту" .
вроде всё...а хотелось бы побольше.
avatar

Aleksandra

  • 5 июня 2009, 18:53
+
0
С третьей стороны, не всем вообще литература нравится, поэтому это не аргумент. И вообще, Гоголя все проходят. Надо просто время, чтобы фантастика второй половины 20 века появилась в школьном курсе.
avatar

Pavel

  • 5 июня 2009, 19:30
+
0
Лично я не думаю, что в школьном курсе необходимо подробно рассматривать этот жанр, ведь в большинстве случаев это вызовет лишь отторжение, вспомните себя сами и те произведения которые Вас ЗАСТАВЛЯЛИ читать
avatar

Valerii

  • 6 июня 2009, 06:28
+
0
нас пытались заставлять, но я просто несколько опережала школьную программу))
А вообще....мне кажется, что стоилол бы хоть для разнообразия ввести некоторые книги....
Можна было бы из классики научной фантастики , Азимова или Саймака.... Это и проще, чем Каренина, или Преступление и Наказание, и интиреснее))) на мой вазгляд))
avatar

Nadejda

  • 6 июня 2009, 07:21
+
0
По крайней мере, можно просто предложить несколько произведений на выбор
avatar

Aleksandra

  • 6 июня 2009, 11:59
+
0
Азимова точно надо включить)) и Шекли)
вообще мне кажется необходимо в школьном курсе проходить по нескольку книг различных жанров, а не одного Толстого с Пушкиным десять лет долбить... осточертело уже
avatar

Marina

  • 6 июня 2009, 13:07
+
0
Зачем включать...Разве в классике мало фантастических произведений?....Один Булгаков чего стоит....Хотя, он, конечно, не писал о завоевании новых планет=))).Не знаю....Лично я бы, наверное, включила Андрэ Нортона.
avatar

Svetka

  • 9 июня 2009, 12:51
+
0
Вот и я про то же говорил)))
avatar

Pavel

  • 9 июня 2009, 15:00
+
0
Повторю уже высказанное мнение: Если фантастику (ту какую мы читаем) включить в школьную программу то произойдет оттаржение, я вот не особо любил этот предмет, большинство книг "рекомендуемых" к прочтению изучал в кратком изложении и читать в общем то не любил. А вот когда мне в руки попал "Лабиринт отражений" Лукьяненко, а потом что-то из Азимова меня стало просто не оторвать от чтения...
avatar

Konstantin

  • 9 июня 2009, 20:35
+
0
Светка, все хорошо, но Андрэ Нортон - женщина.
Мне в школах с литературой везло. Был "Хоббит", был Замятин, был Булгаков "Роковые яйца" (и скажите мне что это не фантастика!), должены были быть (учительница уехала в другой город, по этому все же не было) Пелевин, Толстая и Стругацкие.
А про уроки литературы в школе - тут очень многое зависит от преподавалетя. Мне литература нравилась, хотя я и не гуманитарий, и школа желание читать не отбила.
avatar

Mariya

  • 10 июня 2009, 15:10
+
0
ИМХО такой предмет, как литература, нуждается в серьезных изменениях. Дело в том, что литература является искусством, а не наукой, поэтому ее нельзя ЗАСТАВЛЯТЬ учить. В литературе каждый выбирает себе произведения и авторов по вкусу. Это как и музыка - каждый слушает то, что ему нравится. Опять же нельзя говорить однозначно, что, например, Анну Каренину все обязаны читать и это входит в программу, а такое произведение, как "Звездная Тень" Лукьяненко уже считается развлекательным чтением. Разумеется, это неправильно. Просто наше министерство образования занимается всякой фигней типо введения ЕГЭ и прочих понижающих качество образования факторов.

А вообще один раз в жизни в учебнике по литературе в 5 или 6 классе, не помню, встретил рассказ Шекли "Абсолютное оружие". :)
avatar

Denis

  • 11 июня 2009, 11:03
+
0
Денис, а что Вы предлагаете взамен существующего положения с литературой? Мне лично никто никогда не мешал читать вне школы то, что я хочу. И это, в свою очередь, никогда не мешало мне читать то, что проходится в школе. Школа она на то и школа, чтобы учить (просто это часто происходит против желания обучаемых))). И, как уже говорилось здесь выше, многое зависит от учителя, от того, как он сможет преподать материал.
avatar

Pavel

  • 11 июня 2009, 11:49
+
0
Школа должна давать представление о мире Литературы, поэтому надо в её курс включать всего понемногу, чтобы дать представление о предмете, а интересное надо самому искать и читать.
avatar

Daniil

  • 12 июня 2009, 09:47
+
0
Павел, я клоню к тому, что школа не должна отдавать предпочтение какому-либо жанру и\или определенным авторам. Даниил верно сказал, если уж давать представление о литературе - то обо всем понемногу. Нельзя заставлять читать книги, это ведь не просто информация, которую можно заставлять учить.
avatar

Denis

  • 14 июня 2009, 16:28
+
0
А у меня был совершенно потрясающий преподователь по литературе, у нас была своя программа, мы читали очень много произведений, которые не читают в обычных школах, писали по ним сочинения, это было действительно очень интересно.
avatar

Mariya

  • 19 июня 2009, 11:08
+
0
из школьной программы Мастер и Маргарита. Это единств произведение которое я читала полностью по программе
avatar

Galushka

  • 25 июня 2009, 13:26
+
0
Павел, вы полагаете, что фантастика удел более развитых? С чем это связано, я как-то читалв сегда и не задумывался, но особой разницы между фанами фантастики и фанами Акунина в моем окружении не замечал.
А на счет не поймет среднестатистический ученик. А что Достоевского каждый полнял? Мастера и Маргариту или Собачье сердце много учеников восприняли иначе чем сказку?
На счет Уэлса согласен, надо добавлять только истинных классиков, не имеющей какой-то определенной специфики, хотя добавитьБрэдбери "451 градус по Фаренгейту" я бы счел необходимым, все же там мало фантастики как таковой, много социальных явлений.
avatar

Konstantin

  • 7 июля 2009, 18:31
+
0
Хочется сказать, что провести грань между фантастикой и не фантастикой очень трудно. Вот Маркес, Кафка хотя бы, это фантастика или нет? Мне кажется, разделение искусственное, поскольку в любой литературе присутствует вымысел
avatar

Pavel

  • 22 июля 2009, 22:52
+
0
Я до сих пор помню извращения нашего учителя над произведением Замятина... Лучше вообще не включать фантастику в программу, чем формировать странные, извращенные представленния о ней в умах "среднестатистического" ученика... Хотя фантастика необходима. Она и учит, и предостерегает...
avatar

Sergei

  • 29 июля 2009, 02:18
+
0
А упоминание Пелевина здесь я вообще не понимаю. Или он настолько уникален, что пишет во всех жанрах сразу? За последнее время его отнесли почти ко всем жанрам, включая фантастику и киберпанк. Скажите, в каком произведении у него фантастика? Может быть я не так книгу держал, когда читал...
avatar

Sergei

  • 29 июля 2009, 02:26
+
0
Условно говоря, все те моменты, где он описывает что-то не существующее в природе, вроде "глиняного пулемета" из "Чапаева и Пустоты", или оборотней из "Проблемы верволка в средней полосе", можно отнести к фантастике. И чем Замятин больше подходит в таком случае под определение фантастики?
avatar

Mariya

  • 29 июля 2009, 20:47
+
0
У нас всю такую литературу заставляли читать летом.
avatar

Lomanyli

  • 31 июля 2009, 02:29
+
0
У меня в школе тоже было "Зелёное утро" из "Марсианских хроник".
avatar

Artemii

  • 1 августа 2009, 13:02
+
0
Люди вы что действительно считаете что литература в школе это так просто программу составили?
Тех же Грибоедова, Достоевского, Пушкина, Лермонтова проходят не просто так, а для развития детей. Отцы и Дети это не простое бульварное чтиво. Эти книги должны молодому человеку помочь разобраться и правильно понять этот мир. А фантастика чему научит? Как управлять звездолётом и воевать с вселенским злом в стиле Василия Головачева?
Если и проходить в школе фантастику, то только ту, которая поможет людям понять, что мир не биполярный а многогранный и невсегда тьма зло, а свет добро.
avatar

Said

  • 4 августа 2009, 17:21
+
0
В школьный курс внесены произведения не всех жанров по простой причине: банальная нехватка времени!!! Вы попробуйте внести в школьный курс помимо русских писателей и поэтов, которых знать просто необходимо, ещё произведения зарубежных!!! Мало просто прочитать - в классе ведь ещё и разобрать надо основную мысль произведения, характер героев... Сочинение ещё написать... Это же уйма времени!

Я почему так говорю: мы (мой класс), некоторые произведения, которые есть в школьной программе, просто не успевали читать... Тогда нам их давали на внеклассное чтение на лето... Это был длинный список русской классики... В 10-11 классах нам сказали обязательно на каникулах прочитать "Тихий Дон" и "Войну и Мир", т.к. учительница сказала, что такие объемы в течение учебного года не осилить (если только в ущерб текущему материалу, а ведь ещё готовиться к поступлению в универ)

Я, кстати, помню, что, помимо русских классиков, в этом списке внеклассного чтения в самом конце были названы несколько произведений Шекли и каких-то других фантастов... Просто в классе их не разбирали... Времени-то мало!

Моя учительница по лит-ре говорила, что она дает материал, знать который нам необходимо, как жителям России. Те, кто считает, что им этого мало, могут читать, что хотят... А кому этого не надо, они и парится не станут.

Кстати, не уверена, что те, кто в приципе не любят читать, оценили бы фантастику. Я знаю многих, кто не прочитал и нескольких книжек школьного курса, а фантастику вообще не читал (Гарри Поттер и Акунин с Булгаковым не в счет). Такие люди читают только то, что рекламируют по телеку (Мастера и Маргариту, Гарри Поттера)
avatar

Anya

  • 8 августа 2009, 13:47
+
0
Забавно видеть Мастера и Маргариту в одном списке с ГП=)))

Дмитрий: фантастика может научить чему угодно, рассказ о «небывалом» — это, в первую очередь, литературный прием для расширения авторских возможностей, а идеи фантастических произведений зачастую бывают не менее глубокими, чем у «классических». Хотя конкретно Головачев не впечатлил, не в обиду его поклонникам будет сказано:)
avatar

Mariya

  • 8 августа 2009, 21:14
+
0
Они в одном списке, т.к. и ММ, и ГП рекламировали =)

Куча народу впервые прочли и узнали это произведение (ММ) именно потому, что о нем все сразу заговорили и показали по телеку рекламу
avatar

Anya

  • 16 августа 2009, 19:34
+
0
Всем привет)
Мне кажется, вопрос не в том, включать фантастику или нет, а в том, чтобы давать ученикам больше свободы в выборе. Пусть темы сочинений формулируются не так например "Пути искания смысла жизни Болконским в "Войне и мире", а просто "пути искания смысла жизни". И пиши , о тех произведениях, которвы ПО ТВОЕМу мнению помогут тебе раскрыть эту тему.
Верно здесь кто-то выше сказал, что если ввести фантастику или любые другие жанры принудительно, она вызовет то же отторжение, что и классическая литература.
avatar

Marina

  • 17 августа 2009, 14:01
+
0
Нас как-то просили в школе принести современную литературу (дело было в 1998 году). Мы с ребятами шутили, что можно принести Пелевина. Но его вряд ли с его нецензурными выражениями включат в школьную программу, хотя это типичный, классический вариант совр. лит-ры. Я бы включил в программу Брэдбери (по-моему, уже что-то есть, щас не помню), Беляева и др. Кафку я для себя открыл, прочитав его "Превращение" в сборнике "Школьный курс зарубежной лит-ры в кратком изложении".
avatar

Ilya

  • 3 сентября 2009, 10:00
+
0
По-моему всё хорошо в школьной программе. Художественная литература, мне кажется, такая воспитательная, что, читая после Чехова, Астафьева, или Зощенко Стругацких чувствуешь, что это настоящее пиршество, такому чтению уже не надо учиться, мне так кажется.
avatar

Aleksandra

  • 8 сентября 2009, 18:46
+
0
полностью согласен с Нательей Малютиной. "Мастер и Маргарита" - безусловно венец русской фантастики. Я-то читал её после школы. хм... проскочили мы тогда на уроках литературы Булгакова. Даже не знаю, почему. Фантастику наверно училка наша не очень любила.
avatar

Igor

  • 26 сентября 2009, 10:35
+
0
Венец-то, венец, хотя это тоже спорно. Но в школьной программе очень много отличных вещей, которые стоит прочитать.
avatar

Pavel

  • 26 сентября 2009, 13:10
+
0
Помню просто таки эйфорию, когда услышал, что по внеклассному чтению задают Уэлса прочить где-то классе в 7-8.по мне, так в школьном курсе очень не хватает фантастики, было бы здорово разбавить русских классиков чем-то другим.в принципе, пока сам что-то у Верна не прочел, школьная программа отбивала желание к книгам вообще близко подходить.
avatar

Pablo

  • 27 сентября 2009, 19:46
+
0
Вот в том-то и дело, что школа никак не ограничивает возможности по разбавлению себя чем-то другим) Тот кто этим не пользуется, в общем-то сам виноват
avatar

Pavel

  • 27 сентября 2009, 22:40
+
0
Всегда считала, что школьный курс литературы устарел безбожно! Необходимо увлекать детей чтением, а это можно сделать, только предлагая им перенестись в будущее и стать критиками не пожелтевших разваливающихся страниц о которых все возможные мнения уже высказаны, а произведений находящихся сейчас на пике моды.
Никогда не понимала, почему школьников пичкают старьём, когда каждый год на свет появляются поистине удивительные, интересные и поучительные, а главное ещё и современные, произведения?
avatar

Darya

  • 4 октября 2009, 21:39
+
0
Вот пример из совершенно другой области. В школе все учат математику. Вся(!) школьная геометрия была придумана 2000 лет назад. Вся(!) школьная алгебра 300-400 лет назад. Весь(!) школьный (и мехмата МГУ, кстати тоже!) матанализ 200-300 лет назад. Школьная физика чуть помоложе: от 2000 до 100 лет. Никто не возмущается, кроме узкого круга людей, тем, что от современной математики школьная математика находится на расстоянии в несколько веков. Догадайтесь, почему))
avatar

Pavel

  • 5 октября 2009, 23:09
+
0
Знаете, это ведь от педагога очень сильно зависит! Я очень люблю читать, но когда мы на уроках литературы проходили произведения, которые мне нравились, я хотела как минимум нагрубить преподавателю, а лучше сразу ее прикончить!!!
avatar

Valeriya

  • 10 ноября 2009, 18:08
+
0
А причём здесь фантастика?
avatar

Pavel

  • 10 ноября 2009, 20:12
+
0
При том, что плохой педагог может даже классику загубить, не говоря уж об фантастике! По поводу фантастики ведь можно свободно высказываться, она не имеет под собой многолетней "проверки боем". Тут каждый имеет свое мнение...
avatar

Valeriya

  • 10 ноября 2009, 20:32
+
0
Насчет педагога - полностью поддерживаю. Авторитарность вообще никогда до добра не доводит.

Народ, в школе обязательно должны проходить И.А. Ефремова! "Час Быка", "Лезвие бритвы", "Таис Афинская" - Книги-Переворачивающие-Изнутри, где Красота, Мудрость, Природа не только прекрасно описаны, но еще и ОБЪЯСНЕНЫ логически, с научной точки зрения.
Хорошая книга должна ошпаривать, резко пробуждать, бить своим электричеством. А мы, спиногрызы, тухнем на литературе))
avatar

Anna

  • 10 ноября 2009, 22:14
+
0
Ну невозможно же проходить в школе всё. Иначе всем школьникам придётся учиться по настоящему, а не балду пинать. Я думаю, к этому никто не готов.
avatar

Pavel

  • 11 ноября 2009, 11:13
+
0
вот мы и пришли к тому, что дело не в том, Что преподавать, а Как преподавать. И Только с отдачей с нашей стороны
2 Павел: не готовы = не хотим и не интересно. Нам то уже по ходу всё равно, а люди учатся как на каторге батрачат Да вся проблема в том что мы именно учимся, а не работаем творчески. Свежую струю как раз может внести пара-тройка фантастов в литпрограмме
У нас сегодня тупо неинтересная школа. Как ни крути
avatar

Anna

  • 11 ноября 2009, 13:01
+
0
Свежую струю внести может, но это ничего кардинально не изменит. Я не думаю, что наши классики писали хуже или скучнее, чем современные авторы. Но я согласен с тем, что нужны хорошие педагоги. И тогда, я уверен, никто не будет говорить, что нужно то и то в школьную программу включать.
avatar

Pavel

  • 11 ноября 2009, 15:48
+
0
Слушайте! Вы все такие интересные люди! Кто-то ещё, слава Богу, задумывается о книгах! У меня ужо было возникло ощущение, что все говорят только о тряпье и бабках, я из дома выходить перестала (выползаю только в "Дом книги" и в ЦДХ)... Какие вы молодцы! На канале "Культура" на прошлой неделе была передача о преподавании литературы в школе.Упёрлись в то, что от преподавателя оч мнгое зависит. Объяснили, что классика у нас не тупо в программу ногами запихана, а для понимания возможностей использования родного языка. А про фантастику - ни слова. А вы все правы - и "451...", и Ефремов, и обожаемые мною Стругацкие, и даже, думаю, "Стальная крыса" - это всё нужно. Нужно учить желанию узнавать новое, понимать тех, кто на тебя не похож. Да много чему. Азарт к жизни нужен. И жажда нового. Чтобы вынуть детей из компьютерных игр и папиных пластиковых карточек. Всё уже показали. Один мой друг, такой же неюный, как и я, пошутил недавно: "Боюсь, что если ты мне дашь эту книгу, я её открою, поставлю перед собой и стану долго удивляться, почему нет движущейся картинки и звука..."
avatar

Mariya

  • 12 ноября 2009, 01:50
+
0
Спасибо, Мария! Хотя я и думаю, что это само собой разумеется)) Я имею в виду книги) И фиг мои будущие дети карточки увидят: всё на книжки спущу)))
avatar

Pavel

  • 12 ноября 2009, 02:10
+
0
Я вот сейчас всё на книги спускаю, а дитё малолетнее (15 лет) не поддаётся: вид печатных буковок приводит в уныние. И не мудрено, зная его бодрую учительницу русского и литературы.
avatar

Mariya

  • 12 ноября 2009, 04:20
+
0
Эх, тоже я малолетний)
avatar

Pavel

  • 12 ноября 2009, 09:54
+
0
Внимательно просмотрев все сообщения , я позволю себе выразить своё ге очень оригинальное личное мнение по поводу фантастики в школьном курсе по литературе:
Во-первых , она нужна , и должна быть представленна такими авторами ,как Стругацкие ,Шекли , Ефремов, Саймак и думаю Хайнлайн, Желязны, Ле Гуин, а также современные: Лукьяненко , Громов , Дивов, Олди, Дяченко. Хотя бы по одному рассказику.
Во-вторых, к сожалению сейчас это невозможно, так как фантастика - это литература в высшей мере на любителя, и я знаю много умных и образованных людей которые этот жанр презирают.
Я повторяю комментарии многих , но я не могу не высказаться по этому вопросу.Кстати в школе , из фантастики , по официальной програме проходят только Булгакова.
avatar

Kisuke

  • 12 ноября 2009, 21:00
+
0
А Ефремова я собственными глазами видела в программе внеклассного чтения для 7(8?) класса энное количество лет назад. Тоже странно: кто-то в 13 лет способен воспринять серьезную НАУЧНУЮ фантастику, а у кого-то "растительность на ушах" (всеми любимые Стругацкие) - хроническое заболевание
2 Семен: мне думается, не стоит спешить с современными фантастами, даже с прославленными благодаря зашкаливающим продажам и высокобюджетным экранизациям. Популярность здесь и сейчас - далеко не показатель литературной ценности. Кстати, в свое время в МГУ велся семинар по научной фантастике Утопия-Антиутопия. Вот примерная программа:
Томас Мор (как введение), Хаксли, Оруэлл, Замятин, Ефремов, Стругацкие, Ле Гуинн, Войнович
P.S. Мария, благодарим Вас от души!
avatar

Anna

  • 12 ноября 2009, 21:37
+
0
2 Семён: по официальной программе там есть, как минимум ещё Гоголь, Пушкин, Замятин, де Сент-Экзюпери, Брэдбери, это не говоря уж о сказках и мифах
avatar

Pavel

  • 12 ноября 2009, 22:17
+
0
Ну это вы хватанули, насчет Александр-Сергеича)
Если задуматься, включают в программу наиболее прогрессивные произведения какого-то периода, а одно время (да чего уж там - добрые три четверти прошлого века) самые важные мысли и идеи можно было высказать через "несерьезную" литературу устами бравого космонавта или прости-господи хоббита. Вот, кстати, почему некоторые фантасты числятся "детскими писателями". Иррациональный антураж помогает отвести взгляд критика от главного и существенного.
В нашей стране это было очень ярко выражено. Поэтому я за прежде всего за отечественных производителей и за признанное качество)))
avatar

Anna

  • 13 ноября 2009, 09:53
+
0
Чё-то мне тут приехало в голову такое вот дело: как ни составь программу - фигня получится. Сочинение, например, не показатель знаний-пониманий. А ведь шк.прога работает на конкретный результат - вступительные в ВУЗ. Хоть ты соловьём залейся про конкретные произведения - всё упрётся в экз. комиссию. Оценить реально можно только знание русского языка. И то есть ловушки. Может стоило бы выстраивать шк.пр. из вопросов, понятных конкретному возрасту. В 1-м классе, напр. "что такое настоящая дружба?" и задание деткам: в каких книжках (соответствующих возрасту) есть примеры и как вы это понимаете. И предложить в помощь список книг (для тех детишек, напр., у кого с родителями непорядок). А в 10-м классе просто ставить другие вопросы. Тут и поисковая работа, и история, и огромная возможность реализовать себя. И в списки литературы в помощь к вопросу нужно включать фантастику. Кто заинтересован помимо школы, принесёт товарищам в класс новых для них авторов. А кто незаинтересован - освоит хотя бы предложенный список. Хуже не будет в любом случае. А ковыряться всем классом в Брэдбери или Ефремове... Кто-то уже дорос, а кто-то до седых... будет в салочки играть. Так можно убить всё очарование конкретного автора, если с него штаны всем классом снимать. Кстати, здорово будет, если кто-то в таком поиске накопает фантастические произведения у Пушкина - откроет "наше всё" с другой стороны.
avatar

Mariya

  • 13 ноября 2009, 13:13
+
0
Приравнивать Стругацких или Ефремова с Бредбери и Хайнлайном к классикам - масштаба титанов, вошедших в школьный курс - бред.

Потому что почти все сюжеты всех фантастов происходят именно из классиков.

И потом к вопросу о классиках: почему, раз по-вашему нужно ставить в школьную программу фактастов наряду с общепризнанными классиками, нигде, кажется, в школах не изучают Борхеса?
avatar

Mihail

  • 13 ноября 2009, 14:51
+
0
Пушкин: руслан и людмила, русалка, каменный гость
avatar

Pavel

  • 13 ноября 2009, 15:28
+
0
Да... профессиональные лингвисты вообще не смотрят на что такое хорошо и что такое плохо...

Они всё одинаково изучают - и Головачева и какого-нибудь Кортасара - для них важен результат. Школьная программа учитывает тексты, которые произвели какой-то сильный резонанс в культуре или мировоззрении. Уэллс входит в эту систему, Стругацкие не попадают чисто физически, несмотря на их великолепный стиль и неглупые темы - просто они не произвели резонанса своими темами (это всё уже было сказано до них).

Причём резонанс не на уровне скандала или широкой известности (тогда бы в школе изучали, например, Оксану Робски), а на уровне влияния на всё общество. Как правило, те книги, которые не влияли на общество, отсеиваются, а остаются только самые важные. Пока в этом ряду на первом месте стоит, конечно, Уэллс как наиболее близкий нам - он всё-таки европеец.

но всё это, конечно же, по моему скромному мнению...
avatar

Mihail

  • 13 ноября 2009, 19:44
+
0
Оффтоп насчёт музыки: я думаю. идея та же. Просто Шостакович и Прокофьев произвели своего рода революцию.. Но я не эксперт в музыке, не мне тут решать.
avatar

Mihail

  • 13 ноября 2009, 19:45
+
0
Павлу — респект =) Вы знаете, мне, как профессиональному дизайнеру, должно быть абсолютно всё-равно, какие рюшечки нравятс заказчице — во имя стиля. Но я обязательно учитываю это. Какой-то фантастический микс профессионализма и снобизма. Библию зачтите ещё раз — добрее надо быть к людям. И идиотами всех подряд не надо считать. Никто не сказал, что школьная программа плоха и классиков не надо. Но мой сын НЕ ХОЧЕТ читать б@ягодаря способу преподавания в школе и благодаря программе тоже. И на меня тут грешить сложно — я во время ремонта газеты старые 43-го года под обоями перечитала. А ещё я хорошо помню, что Кабанихе и раскрытию её незабываемой глубокой и многогранной личности мы посвятили три урока, когда я училась! Оно того стоило… Могли спокойно Брэдбери почитать. И Ленин много чего наваял. А уж как его тексты срезонировали на обчественность! Давайте я щас стану проводить сравнительный анализ минимализма и стиля Тюдоров! Чё всех кормить одной и той же кашей! Нужно учить выбирать, анализировать. И в современной Российской школе — ДА, выбор однозначно будет не в пользу классиков, которые оказали широкое… Но меня, как маму, волнует, что я НИКАК не могу заставить ребёнка читать шк.прогу! А когда читала Лескова или Пушкина ему же маленькому — слушал!
avatar

Mariya

  • 14 ноября 2009, 01:13
+
0
Все творческие взрывы отдельной личности идут от развитого воображения. Воображение просыпается при прочтении сказок в первую очередь (ну у кого-то из японских мультиков, хай буде так). Все великие математики, физики, химики сначала делали предположения, которые формировались под влиянием обрывочных случайных данных экспериментов или рассчётов. Они трактовали эти данные, а потом искали им подтверждение. Это - ВООБРАЖЕНИЕ. Это не голые цифры. Надо иметь смелость ПРЕДПОЛОЖИТЬ, особенно учитывая социальные факторы. И фантастика - это хорший провокатор такого смелого образа мысли. Я не сомневаюсь, что с возрастом людей должно, ан масс, тянуть на мемуаристику, исторические документальные произведения и прочее. Но в юности жизнь захватывает, краски должны быть яркими, перспективы должны волновать! Чтобы, эта, типа.. жить хотелася... А Герцен пусть поспит, мы с ним в моей старости всё равно встретимся.
avatar

Mariya

  • 14 ноября 2009, 01:25
+
0
Ответный респект Марии )))
avatar

Pavel

  • 14 ноября 2009, 13:39
+
0
Современная фантастика, судя по большинству работ, как раз тянет людей не к оригинальности мышления и богатой фантазии, а к обыденности.
avatar

Mihail

  • 14 ноября 2009, 14:52
+
0
интересно, а какие произведения из школьной программы вы считаете лишними, чтобы их так легко заменить фантастикой?
avatar

Dmitrii

  • 14 ноября 2009, 16:11
+
0
Дмитрий, ни в коем случае я , напр., не считаю какие-то произведения лишними. Однако физическое время не даёт возможности охватить всё и вопрос-то должны задать люди, читающие сверх программы - а почему такие-то произведения не вошли в неё? Система образования держит ну такую оборону! Как буд-то у них возможно что-то отнять! Сам факт, что литература существует и чёй-то там выроживает фром тайм ту тайм - это праздник. Это надо отслеживать и предлагать "саженцам", чтобы они видели, что это - не мёртвое море, где всё упокоилось на дне и только школа-прога шевелит плавниками и разгоняет ил с галеонов. Это должно быть живое существо. Хотя, скажу честно, я тоже необъективна. Не хочу, напр., чтоб моё дитё даже имя "Дарья Донцова" или, прости Господи, "Оксана Робски" услышало. А хто, спрашивается, дал мне право? Никто. Просто от них тошнит. Но, мабуть, тошнит эксклюзивно меня... Ничего не надо ничем заменять. Просто хорош уже играть в учителей для будущих поколений. Я знаю только то, что я ничего не знаю. Человек из мамы вылупился - ВСЁ! Он - личность, признаём мы это или нет. И надо уважать! И предлагать ВЕСЬ накопленный опыт. В этом ценность общества и его роль, а не в составлении каких-то программ. Не надо считать других слабее духом. Разберутся. А то, мать-мать-мать, всё мое детство родители читали "Альтиста Данилова", а я - .... Герцена. Дайте всё! Разберутся. Даже "Хищник" имеет сценарий. Буквами написано - значит можно читать. Всё. Взорвалась и испарилась (((. Пошла регенерировать к Стругацким...
avatar

Mariya

  • 14 ноября 2009, 21:04
+
0
Никого не хотела обидеть, простите, если что. Просто ребёнок рогом упёрся поперёк уроков литературы, а мне обидно.
avatar

Mariya

  • 14 ноября 2009, 21:06
+
0
Мне кажется, что на уроках литературы в школе не учат какие книги надо читать, а учат как правильно анализировать и излагать свои мысли, а также рассказывают историю развития литературы.
А фантастику впору преподавать на уроках типа обществознания или истории.
avatar

Dmitrii

  • 14 ноября 2009, 22:41
+
0
Фантастику изучают в университете филологи...

И вполне могут изучать (*если есть такие прибабахи у препода) на культурологии... типа выделять специфику индустриального общества и его идеалы по Уэллсу, или тама особенность утопизма советского времени - по "Полудню"...
avatar

Mihail

  • 15 ноября 2009, 20:16
+
0
Мы в школе изучали и Брэдбери, и Уэллса, и Замятина) Только, не все, что хотел автор сказать дано понять в возрасте 12-14 лет.
avatar

Svetik

  • 25 ноября 2009, 11:27
+
0
Школную программу порабы хорошо пересмотреть
avatar

Andrei

  • 28 ноября 2009, 10:52
+
0
Много чего пора бы в нашей стране пересмотреть)
avatar

Pavel

  • 28 ноября 2009, 11:35
+
0
...но школьную программу персматривать не надо. Тем более, добавлять туда Саймака или Желязны. для школы они - просто развлечение. Вряд ли их полюбят, когда эти книги станут муштровать, как, например, Герцена.
avatar

Mihail

  • 28 ноября 2009, 15:41
+
0
Не надо фантастику в школу.Погубят ,заформализуют,замучают "раскрытием образа",включат в ЕГЭ и все.И не будет больше фантастики)
Тут писали,что от учителя многое зависит. Согласен,да только где ж их взять?На всех не хватит.)
Только представьте тему сочинения: "Редрик Шухарт как типичный представитель общества потребления", или "Историческое значение личности принца Корвина ,и его роль в конфликте Амбера и Хаоса".
Ужас,перечитал и самому страшно стало.
avatar

Konstantin

  • 6 декабря 2009, 12:43
+
0
Да... Мрак! Но фантастику в школу всетаки нужно. Она ведь о будущем и настоящем говорит больше, чем классика, всетаки устарели многие понятия. Просто нужно и саму систему образовательного процесса пересмотреть, или хотябы задавать эти книжки на лето.
avatar

Andrei

  • 6 декабря 2009, 13:45
+
0
Включать в школьную программу необходимо. Отвращения не вызовет. Мне кажется у Хайнлайна вполне лёгкие рассказы. Уж куда легче для восприятия, чем Чернышевский. Классика не всегда по возрасту доступна в понимании и многие перечитывают после школы. Я, например.
avatar

Rozaliya

  • 19 декабря 2009, 14:13
+
0
если будут создавать программу по принципу легкости восприятия, тогда лучший кандидат - Донцова и ей подобные. всё-таки литература в школе - это не развлекаловка
avatar

Dmitrii

  • 19 декабря 2009, 22:53
+
0
Неплохо бы хотя бы Стругацких или Толкиена, как представителя зарубежной классики.
Я, конечно, хотел бы видеть и Лукьяненко, то это нереально точно(
avatar

Sergei

  • 20 декабря 2009, 22:27
+
0
Так Толкиена, я слышал, много где проходят.
avatar

Pavel

  • 20 декабря 2009, 22:55
+
0
просто так взять и посадить кого либо на фантастику, в рамках школьной программы имхо не выйдет. думаю надо начинать со смешанного стиля. Мастер и Маргарита. Собачье сердце чем не фантастика, хотя вошла в программу как классика :) Да и НЕ могу представить себе такое вроде. ЕГЭ. литература. вопрос 1. книгу УСТАНОВЛЕНИЕ И ИМПЕРИЯ написал. а) А. Пушкин б) А.АЗИМОВ в) М. Лермонтов г) Б.Стругацкий :) хотя с удовольствием бы взглянул на это :)
avatar

Artyom

  • 22 декабря 2009, 02:24
+
0
Ну я не соглашусь с теми,кто считает,что читать не будут.Я и классику с удовольствием читаю. С другой стороны, фантастика-литература не для читателей школьного возраста,ну до класса 10 точно не стоит.Потому и не читают дети,что наисложнейшее и по структуре, и по смыслу произведение А.С. Пушкина "Евгений Онегин" проходят в 7 классе.
avatar

Anastasiya

  • 23 декабря 2009, 10:15
+
0
Нет, не хочу чтобы мооего ребенка ЗАСТАВЛЯЛИ читать Хайнлайна. Он САМ должен до него дорасти. И я не хочу, чтобы Бобби давали наряду с каким-нибудь Исаком Бабелем или прочей бредятиной.
avatar

Andrei

  • 23 декабря 2009, 21:52
+
0
Я считаю, что в школьный курс фантастику впихивать не надо, так как уже некуда. И так уже слишком много классической литературы. Но вот познакомить школьников с классиками фантастики(как отечественными, так и иностранными) нужно обязательно.
avatar

Dmitrii

  • 24 декабря 2009, 13:30
+
0
У нас вклассе в 6-ом в учебнике был отрывок из толкиеновского Хоббита. 4 глава. Когда читали никто ни фига ничего не понял) как и училка, которой было лет за 70)). Потом в 7 классе был Бредберри "Каникулы" и "Зеленое утро". Мне тогда показалось, что это полнейший бред. Странно в учебнике для 7 класса такие рассказы помещать. Все-таки осознать их можно только людям постарше 12-13 лет
avatar

Karina

  • 24 декабря 2009, 20:30
+
0
Именно сразу после прочтения в учебнике 7го класса Зелёного утра я прочитал весь сборник "Американская научная фантастика" из 14 книжек и десяток повестей Стругацких))) И почувствовал себя счастливым человеком)
avatar

Pavel

  • 24 декабря 2009, 20:57
+
0
на самом деле все эти рассуждения замечательны, но есть одно "но"... даже не одно...
в принципе фантастика может быть либо тупым развлекаловом, либо с какой-то мыслью, идеей. понятно что в школьную программу хотелось бы добавить умные вещи (Желязны, Стругацкие, Герберт, Азимов и т.д.), да и какие-то современные вещи не имеющие отношения к фантастике были бы нелишними (например "На игле" Ирвина Уэлша), но...
но что-то я сильно сомневаюсь в том, что подростки, фанатеющие от тимати, дома-2 и сутками смотрящие MTV (а таких, к сожалению, большинство), хоть что-то поймут в таких произведениях как "Пикник на обочине", "Дюна", "Город" и т.д.

P.S. с "На игле" я, наверное, переборщил, но общая идея вроде понятна...
avatar

Nikita

  • 26 декабря 2009, 06:56
+
0
Мне кажется, на уроках литературы неплохо было бы вообще не только русскую литературу проходить, но и зарубежную тоже. И не только классику, а все жанры: детектив, сатира, воспоминания-мемуары, стихи, приключенческие и исторические романы и пр. (И, конечно же, фантастику! :) Чтобы каждый школьник осознанно попробовал разные жанры и выбрал то, к чему душа лежит.

На самом деле, не будет такого никогда. Школа - самый консервативный общественный институт. Так исторически сложилось и, в общем, это правильно.

НО! Кто мешает устроить в школах что-то вроде неформальных кружков литературы? Школьники будут "пищать от восторга", делиться впечатлениями о прочитанном и т. п. Чтобы была реальная мотивация к чтению. Заодно, попутно, будет прививаться и общая культура. Глядишь, и оттянутся от MTV.
avatar

Vsevolod

  • 26 декабря 2009, 08:53
+
0
Никто и никогда не мешает устраивать кружки, но это может быть только инициатива учителей (или учеников)
avatar

Pavel

  • 26 декабря 2009, 10:37
+
0
Думаю никто не обидится если я повторю что то :)
Мы читали только Российских классиков…
Мне было лет 13-14 тогда… Я не читал НИ ЧЕГО!!! Только «Горе от ума» Грибоедова до середины и то потому что на экзамен попал по литературе в 9 классе из за плохих оценок.
Думаю что в таком возрасте бесполезно давать такие произведения — слишком рано. Дети не поймут ничего. Сам я упорно не читал, пока классе в 11-ом вроде мне друг не принёс Френсиса Карсака «Пришельцы не откуда», затем Сергея Снегова «Люди как Боги» и Гарри Гаррисона «Стальная крыса» на которые я подсел тогда неслабо ))). Вот после этих книг я стал читать как никогда! И досихпор зачитываюсь. Спасибо современной технике за КПК ))), читаю стоя в автобусе, на парах иногда, вместо сна, между тренировками и прочими делами… а веть меня невозможно было заставить читать!!!
Так что моё мнение: в школе это давать рано. Хотя в классе 11 думаю многие поймут… но всё равно не все.
Думаю, что школьную программу пора менять, сделать её более гибкой что ли… От преподавателя конечно очень многое зависит тут не поспоришь. Думаю неплоха была бы схема: перенести серёзные книги на поздние годы школьного обучения или даже вообще в институты и прочие универы, и давать обязательные задания на лето прочитать 1-2 книги (+ список из кучи книг которые стоит прочесть, причём самых разных жанров и направлений, это чтобы они не спрашивали всех подряд «какую книгу почитать» :), а спрашивали «что из этого интереснее» или как то так) и рассказать о них в классе, написать сочинения, причём любые книги! Так дети под обязательным предлогом могли бы найти что то для себя и разбавить классиков, в догонку можно было бы выделить конец урока на свободное обсуждение прочитанного, ну и конечно организовать клуб для книгоманов(-любов) с необязательным посещением.

Мария
Может мой пример вас успокоит хоть немного? Я считаю что у меня позднее зажигание ;) Потому я многое делаю позже, но зато как! )) так что думаю однажды ему попадётся «его» книга и тогда он зачитает по полной, тока успевай подсовывать )))

Да и кстати. Я заядлый игроман и компьютершик, хотя не смотрю телевизор по тому как там нет ни чё хорошего. А то что хорошее я на компе смотрю, а именно аниме. Потому, как на мой взгляд, там эмоциональная нагрузка намного выше чем в фильмах. Про все достоинства аниме может рассказать любой, кто смотрел хотя бы 3-5 произведений из тех, что не показывали на СТС. Извините за оффтоп.
avatar

Maks

  • 27 декабря 2009, 19:56
+
0
Быть может я начну несколько издалека, но все же.. Помню еще в начальных классах в школе тренер по физкультуре сказал нам: " я не собираюсь делать из вас сильных, выносливых, быстрых и ловких людей. на это просто не хватит учебного времени. на моих занятиях я лишь познакомлю вас с различными видами спорта и научу основным правилам, методам и принципам. а выбор вы будете делать сами".

что-то в этом роде)) Такой же подход хорошо бы использовать и в литературе. Существующая учебная программа пытается познакомить детей с творчеством и идеями, согласен, лучших представителей литературы. Но есть ли толк, когда в лучшем случае только четверть класса дочитывает "Войну и мир" до конца, четверть - засыпает после 10 страниц, половина - даже не открывает книгу. Поэтому на уроках литературы имеет смысл охватывать как можно большее количество жанров и авторов, а там кто как заинтересуется)
avatar

Arman

  • 16 марта 2010, 01:46
+
0
"...и научу основным правилам, методам и принципам..."
именно этим и занимаются на уроках литературы, слегка сбоку остаётся только один принцип (и то, это с моей точки зрения принцип): форма не имеет значения, имеет значение качество и содержание. Но это происходит только лишь из-за нехватки времени. И никакое включение других жанров, авторов, и тому подобного, здесь не поможет. Нужно желание школьника.
avatar

Pavel

  • 16 марта 2010, 02:47
+
0
"мы" Замятина + весь булгаков вот и вся фантастика в школе:(((
а с преподами по лит-ре очень неповезло (в каждой школе) литературой считалась только класика и исторические раманы. зато повезло с преподом по истории приобщившим меня к фантази и фантастике. года три менялись с ней книгами.
avatar

Denis

  • 16 марта 2010, 08:40
+
0
у меня в программе также был Дж.Оруэлл "1984" , Рэй Брэдбери "Улыбка" и "Всё лето в один день", а также Ч. Айтматов «И дольше века длится день» («Буранный полустанок») ну и конечно "Мы" Замятина и Булгаков :)
avatar

Irina

  • 16 марта 2010, 13:39
+
0
интересная тема. я лично ЗА то, чтоб преподавать фантастику в школе. насчёт того, что "рано" можно поспорить.. я тоже поздно начал читать фантастику, но не потому, что мог не понять, а потому что просто не попадалось. классе в 7 начались Толкин, Снегов, Гариисон, и так далее. читал каких то Майн Ридов до этого.. а ещё классе в 5м... сказки)) возможно стоит начинать с этого. не русские народные конечно, а что то на стыке жанров. меня просто потрясла книжечка "Лев, Колдунья и платяной шкаф" например, стала окрытием. вобщем примерно такая мысль.
человек, способный понять хайнлайна, поймёт его и в 10 лет. человек, который не хочет читать вообще - нихрена не поймёт никогда. так какой же смысл заставлять его читать Толтого? которого я не понял до сих пор, потому что даже не пытался и понимать не хочу. неинтересно мне это. пока. равно как Грибоедов, Гончаров и прочая срань. элементарный пример - посадить ребёнка смотреть Властелина колец или Войну и мир. если он захочет смотреть, то что? а если предложить прочитать? очевидно. так какого чёрта нужно прививать ему отвращение к литературе с помощью вещей, которые ему глубоко неинтересны, если можно привить любовь к ней? пусть эта книжка будет проста и не несёт морали, но если она заведомо интересна, то человек будет интересоваться и в дальнейшем... сам дойдёт до более глубокого понимания литературы.
система образования наша - пережиток советских времён. когда дети читали всю эту дрянь. непонятно мне почему, но читали больше, чем сейчас. наверное потому что ничего другого не было.
спасибо за внимание))
avatar

Aleksandr

  • 16 марта 2010, 14:44
+
0
Александр
Нуу, кому как конечно, но Грибоедов и Гончаров, извините, не «срань»!
Как же вы поймете Толстого, если даже «не попытались понять»? А понимать-то там нечего, все там на поверхности. Все те же вечные истины: любовь, дружба, предательство, верность, и проблемы те же, что и сейчас. Просто все эти мотивы облечены в другую форму, в форму отношений людей начала девятнадцатого века пера самого лучшего писателя всех времен и народов, не побоюсь этих слов! А вы говорите «срань»… Фантастика — в принципе-то то же самое, только действия разворачиваются в космосе, в других мирах, в других условиях. А система образования советская (точнее немецкая) была и остается самой лучшей, если вы не знали.
Теперь насчет «жестокого привития отвращения к литературе в наших школах»: зачем же свой опыт обобщать на всех детей? Я, например, с удовольствием читал «Войну и мир» Толстого, «Преступление и наказание» Достоевского и «прочую срань».

Эх, что за молодежь пошла! :)) тах плохо о лучших представителях своего народа отзываются)))
avatar

Arman

  • 16 марта 2010, 23:31
+
0
я ожидал такой реакции.. конечно же, бывают исключения в лице таких как вы. люди, которые читают и понимают классику. причём уже в школе. но я обобщаю не только свой опыт. я же не один в классе учился. и знал детей не только из своего класса. подавляющее большинство читать всё это не желают. вечные ценности и то, что хотят донести классики, конечно же все приемлют и понимают, но то в какой форме они это до нас доносят... извините, то что происходило в 19 веке уже малоактуально)) точнее даже можно сказать, что в этой форме до нас продолжают доносить вечные ценности преподаватели... система образования в целом. большинству, подчеркиваю, большинству учеников Война и мир неинтересны. это факт. можно опрос создать, что ли. преступление и наказание я оценил. насчёт срани может и погорячился, но уж больно увлёкся написанием ответа и вспомнились эмоции, обуревавшие во время того, когда я должен был это читать...
avatar

Aleksandr

  • 17 марта 2010, 09:15
+
0
точно)
avatar

Aleksandr

  • 17 марта 2010, 10:54
+
0
Согласна с Александром по поводу неактуальности классических произведений.
Не знаю, как у вас в школах, но мы перед изучением произведений какого-либо писателя всегда несколько уроков подробнейшим образом штудировали его биографию. Нам объясняли, что если не знать, в какое время жил человек, какие исторические события тогда происходили, то не поймешь того, что он хотел сказать в своих произведениях. Все верно. Но разве это не говорит о том, что мы с вами живем в другое время и соврменные книги нам ближе и понятнее? Чтобы читать их, нам не нужны учебники истории, мы видим то, о чем написано, вокруг себя. А вечные ценности, о которых писали классики.. Они ведь вечные;) Понятия любви, дружбы, чести, справедливости не меняются, как не меняются и представления о подлости, предательстве и жестокости..
avatar

Marina

  • 17 марта 2010, 14:25
+
0
"Народ, не знающий своего прошлого, лишён будущего"
avatar

Pavel

  • 17 марта 2010, 15:48
+
0
Хоть бы указал, что это цитата...
А то я тоже так могу: Нет никакой истории - есть только пропаганда.
avatar

Andrei

  • 17 марта 2010, 15:58
+
0
Сорри, виноват
avatar

Pavel

  • 17 марта 2010, 16:12
+
0
но мы не о прошлом. значимость истории как науки никто не оспаривает. вопрос об актуальности и целесообразности.
avatar

Aleksandr

  • 17 марта 2010, 17:03
+
0
Угу, в конце концов историю, как это ни парадоксально, нужно изучать на уроках истории)
Был еще у нас в школе такой курс, как МХК (Мировая Художественная Культура). Предмет весьма непонятный, и, нваерняка, в разных школах преподается по-разному, но у нас на этих уроках говорили об искусстве палеолита, Древней Греции, средних веков и Возрождения.. Это все, несомненно, полезно, но полезнее ли, чем смотреть вокруг?
avatar

Marina

  • 17 марта 2010, 19:43
+
0
смотреть во все стороны: в том числе вперёд и назад во времени
avatar

Pavel

  • 17 марта 2010, 19:59
+
0
Я считаю, что именно из-за отсутствия подобных произведений у нас в школе многие так не любят литературу. У нас не было даже Данте! Что уж там говорить об Ефремове, Азимове, Уэльсе...
Но все же учительнице большое спасибо: она всегда давала на лето те произведения, которые были мне интересны, хоть мы и не затрагивали их по программе.
avatar

Evdokiya

  • 17 марта 2010, 20:03
+
0
Уэллс был вроде...
avatar

Aleksandr

  • 17 марта 2010, 20:17
+
0
Всё-таки Вы путаете причину со следствием. Непонятно, как нелюбовь к урокам литературы может помешать чтению книжек.
avatar

Pavel

  • 17 марта 2010, 20:43
+
0
если человек любит читать то никак. а если ничего не читал, то и не начнёт. скорее всего.
avatar

Aleksandr

  • 20 марта 2010, 19:06
+
0
У каждого человека в детстве проявляется одна замечательная вещь: дух противоречия взрослым. И если бы в школе Вас заставляли читать не русские сказки в обработке Пушкина, а кельтские в обработке одного Оксфордского профессора, то Вы бы испытывали искреннее отвращение к последнему
avatar

Pavel

  • 20 марта 2010, 21:55
+
0
Павел, вот именно, что если бы "заставляли". Когда заставляют, всегда хочется делать поперек.
avatar

Marina

  • 20 марта 2010, 22:11
+
0
Да, хочется. Интерес к чтению появляются только тогда, когда заставляют читать. Точнее он либо не появляется, либо появляется в поперечном направлении. Если не заставлять читать, интереса не будет
avatar

Pavel

  • 21 марта 2010, 01:43
+
0
Простите, господа, но, на мой взгляд, никого никогда не возможно ЗАСТАВИТЬ полюбить чтение и литературу. Мне кажется, можно только попытаться помочь найти свою КНИГУ или своего АВТОРА. А что касается фантастики на уроках... Я бы очень хотела читать с младшими В. Крапивина "Грани Великого Кристалла", С. Лукьяненко "Мальчик и Тьма" и "Рыцари сорока островов", а со старшими Г.Л.Олди и В.Угрюмову. Но формат урока этого сейчас не предполагает. Программу никто не отменял! :( А часов литературы становится всё меньше и меньше... И нормальный спор о прочитанном вытесняет подготовка к ЕГЭ... Правда, никто не может запретить учителю говорить с детьми о фантастике после уроков. :) Было бы только обоюдное желание и владение темой. P.S. Иногда бывает очень забавно видеть, как старшенькие "зависают", внезапно осознав, что их училка оказывается тоже "в теме", а иногда и лучше, чем они. :))
avatar

olga

  • 21 марта 2010, 20:22
+
0
мне б таких училок..
короче вывод таков - заставляй, не заставляй - от школы ничего не зависит.
но фантастику преподавать надо.
avatar

Aleksandr

  • 25 марта 2010, 12:44
+
0
Не,не надо)ЕГЭ её убьёт)
avatar

Konstantin

  • 27 марта 2010, 14:09
+
0
Хочу добавить к вышеизложенному,что люди все разные и тот кто любит читать-тот будет читать вне зависимости от того,что преподают в школе.Только(это собственный опыт!)даже классика перечитывается и осознается в разном возрасте по разному.Анну Каренину перечитала после 30-ти лет-просто на одном дыхании.Точно также и другие произведения-Саймак и Хайнлайн,например ,открываются с новой стороны.К сожалению мой сын не любит читать,предпочитая комп.Так грустно!Так что никакое преподавание не спасает,если нет желания читать.
avatar

Galina

  • 27 марта 2010, 21:52

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Вставка изображения